Теоретические основы организации аудита формирования финансового результата.

1.1 Цель, задачи, источники информации при проведении аудита формирования финансового результата

Аудит - это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Увеличивается заинтересованность в стабильности финансового состояния предприятия поставщиков, банков, акционеров, налоговых органов. Финансовая стабильность предприятия становится залогом его выживания, поскольку банкротство предприятия в условиях рынка является результатом финансово-хозяйственной деятельности вместе с другими ее показателями. В связи с этим большое значение имеет аудит финансового состояния предприятия как для самого предприятия, так и для его партнеров, собственников, а также финансовых органов.

Финансовое состояние предприятия — это его активы и пассивы, отображающие наличие и размещение ресурсов на определенную дату.

В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов аудиторы должны решить стоящие перед ними задачи:

· оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;

· оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим конечный финансовый результат;

· подтверждение соответствия оформленных организацией бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета;

· проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж;

· проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов;

· проверка правильности налогообложения прибыли;

· проверка текущего использования прибыли, ее распределения и проверка прибыли, остающейся в распоряжении организации, фондов и резервов;

· проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах.

Целью проверки является установление соответствия применяемой предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим в Российской Федерации. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Источниками информации аудита финансовых результатов являются:

1.Организационные документы: приказ об учетной политике организации;

учредительные документы; протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными и расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями, квитанциями и др.); выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счетами, платежными поручениями, авизо и др.);



2.Первичные документы: документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.);

3. Учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 50, 51, 76, 84, 90, 91, 96, 99, 68 и др.;Главная книга;

4.Отчетность: бухгалтерский баланс-отчет о финансовых результатах.

1.2 Методика проведения аудита финансовых результатов

Перед началом проведения аудита аудиторская организация должна в полной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта.

Аудитору необходимо изучить деятельность организации и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Приобретение знаний о деятельности аудируемого лица, является непрерывным динамичным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита. Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путем выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности. Аудитор имеет право также запланировать выполнение процедур проверки по существу или тестов средств контроля параллельно с процедурами оценки рисков, если посчитает такой подход эффективным.

Аудитор должен выполнять следующие процедуры оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля:

· запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица;

· аналитические процедуры;

· наблюдение и инспектирование.

Несмотря на то, что большая часть информации, которую аудитор получает путем запросов, может быть получена от руководства аудируемого лица и тех, кто отвечает за составление бухгалтерской отчетности, запросы, направленные сотрудникам аудируемого лица, в частности производственному персоналу, внутренним аудиторам и другим сотрудникам с различными административными функциями, могут быть полезными в обеспечении аудитора различными точками зрения при выявлении рисков существенного искажения информации.

Для того чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.

Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

1 Этап. Ознакомительный. На этом этапе проводится аудиторская проверка окончательных записей по итогам отчетного года и проверяется, как закрывается результат от обычных видов деятельности.

На данном этапе аудита необходимо установить, были ли проведены организацией определенные учетные работы, которые предшествуют составлению бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годового отчета в каждой организации проводятся инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, списание выявленных отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных разниц и закрытием ряда операционных счетов.

В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить:

- сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 "Вспомогательные производства";

- распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 "Расходы будущих периодов" (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 "Общепроизводственные расходы";

- исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 "Основное производство";

- произведена ли корректировка затрат и закрыты ли счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчетам собственно обслуживающих производств);

- списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;

- определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы";

- распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и закрыт ли счет 99 "Прибыли и убытки".

2. Этап. Основной. Аудитор обобщает всю полученную информацию и оценивает влияние выявленных отклонений. Проверяется правильность формирования и использования различных фондов и резервов созданных в организации, сопутствующих учредительных документов и положений.

На основном этапе аудита бухгалтерской отчетности необходимо изучить состав и содержание бухгалтерской отчетности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

При изучении состава и содержания форм бухгалтерской отчетности организации выясняются:

· их соответствие требованиям нормативных документов:

· наличие всех установленных форм;

· полнота их заполнения;

· присутствие необходимых реквизитов.

Кроме того, осуществляется арифметический контроль показателей и проверяется их взаимозависимость.

При анализе достоверности показателей аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем счетам главной книги показателям бухгалтерской отчетности.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

· отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств должно производиться в рублях;

· оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

· зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

· отражение в бухгалтерском балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин;

· методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов; при наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, который эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

При проверке бухгалтерского баланса аудитору необходимо обратить внимание на формирование "Отложенные налоговые активы". По данной строке учитывается сумма, сформированная по счету 09 "Отложенные налоговые активы". По "Отложенные налоговые обязательства" отражается кредитовое сальдо по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства", не списанное на конец отчетного периода.

3. Этап. Заключительный. На этом этапе формируется аудиторский отчет и вместе с другими рабочими документами предоставляется заказчику проверки. Озвучиваются ошибки, допущенные при ведении учета.


5816831344496667.html
5816905150284155.html
    PR.RU™