Аудит основных средств

При проведении аудиторской проверки учета основных средств, прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств.

Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. По объектный учет ТОО «Жумабек» ведется в инвентарных карточках. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений наличие всех справочных данных.

Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки. Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.) Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств, соответствие данных аналитического учета записям на счете 2410 «Основные средства», регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета. Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи на эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.

Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.

Важной задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления износа. Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.

Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №12,10.

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины, и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков. Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.



При сдаче ОС в текущую аренду амортизация включается в состав вне реализационных потерь, а полученная арендная плата относится к вне реализационным доходам.

В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения основных средств к амортизационным категориям.

Для этого руководствуются Указом Президента Республики Казахстан, согласно которому амортизируемое имущество объединяется в четыре категории:

1. здания, сооружения и их структурные компоненты;

2. легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;

3. техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;

4. нематериальные активы.


5557019548688045.html
5557054833227984.html
    PR.RU™